В ОП РФ обсудили механизмы доступности банковского сектора для маломобильных граждан

11 июня на площадке Общественной палаты России Комиссия по доступной среде и развитию инклюзивных практик совместно с Центральным банком РФ провели совещание, посвященное старту общественного обсуждения вопросов доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью, маломобильных групп и пожилого населения.

Открывая заседание, председатель комиссии Диана Гурцкая предложила совместными усилиями выявить существующие проблемы доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью и пожилых граждан. По ее мнению, именно объединив силы государства и гражданского общества, возможно ликвидировать препятствия и барьеры в сфере финансовых услуг, которые сегодня существуют для таких граждан.

«На сегодняшний день в России многое делается для повышения финансовой доступности для людей с инвалидностью. Хочу выразить слова благодарности за понимание и те успехи, которых удалось достичь. Многое уже сделано, но предстоит сделать еще больше. Важно об этом говорить, поднимать проблему, чем больше о ней будут знать, тем больше нам удастся изменить в лучшую сторону. В России замечательные сильные люди, которые делают много полезных и добрых дел. Поэтому я считаю, что важно гордиться достигнутым, чтобы была мотивация на дальнейшие улучшения и достижения», — отметила Диана Гурцкая.

Юрий Божор, начальник отдела анализа рисков и перспективных технологий финансовой доступности главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России, рассказал, что на сайте ОП РФ будет запущен опрос, а также организована горячая линия, посвященные выявлению проблем в сфере доступности финансовых услуг.

«Планируется осенью провести широкие общественные слушания, в рамках которых мы послушаем самих людей с инвалидностью. Важно проводить адаптацию финансовой системы с безусловным участием самих инвалидов, соблюдая принцип “ничего для нас без нас”», — подчеркнул он.

Эксперт также рассказал о результатах деятельности рабочей группы при Банке России по повышению финансовой доступности для людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных групп населения: «Таким клиентам может быть предоставлено право ограничить определенными лимитами объем и количество дистанционных операций, назначить помощника для дополнительного контроля за этими операциями, составить закрытый перечень лиц, в адрес которых возможен дистанционный перевод денег. Среди приоритетных планов дальнейшей работы группы — комплекс мероприятий по повышению доступности финансовых услуг для людей с ментальными нарушениями».

Также планируется реализовать пилотный проект для улучшения защиты пожилых людей и людей с ментальными особенностями от мошенничества.

По словам представителя Банка России, важно принимать системные меры для улучшения ситуация в целом по России, помощи большему количеству людей. Он обратил внимание на важность повышения финансовой грамотности населения, в частности людей с инвалидностью, для сокращения количества негативных инцидентов.

До конца месяца планируется выпустить рекомендации для финансовых организаций, где будут прописаны механизмы защиты граждан от мошенничества при совершении финансовых операций, а также возможности использования биометрических данных вместо подписи.

Исполнительный директор направления Social Impact Сбербанка Мария Левицкаярассказала, что направление «Особенный банк» реализуется с 2016 года и ориентируется не только на 12 миллионов людей с инвалидностью, но и на членов их семей (всего 28 миллионов россиян), которым также важна адаптация филиалов банка.

«Для неслышащих и слабослышащих людей у нас доступна функция сурдоперевода. Для инвалидов-колясочников проводится поэтапное оснащение офисов банка пандусами, а также работает сервис обслуживания на дому, доставка карт и документов. Для незрячих людей более половины банкоматов адаптировано специальными сценариями, когда с помощью наушников человек может, не используя сенсорные кнопки, снять и внести денежные средства, узнать баланс. Кроме того, наш сервис “Сбербанк онлайн” доступен для незрячих, около 10 тысяч человек ежегодно используют функцию VoiceOver. Количество людей, использующих онлайн-услуги Сбербанка, становится все больше, и доступность этого сервиса растет», — рассказала она.

Эксперт также рассказала о том, что внутри коллектива Сбербанка проводится работа для подготовки сотрудников к эффективному взаимодействию с людьми с инвалидностью. Кроме того, среди работников финансовой организации есть люди с ограничениями по здоровью.

Анна Хрястунова, руководитель подгруппы Банка России по поддержке предпринимателей с инвалидностью, директор АНО «Сообщество предпринимателей с инвалидностью», эксперт Фонда «Наше будущее», поблагодарила Банк России за выделение направления по адаптации финансовых услуг для предпринимателей с инвалидностью и проведение мониторинга среди банков на предмет разработки спецпрограмм для такой категории.

«На работу с предпринимателями с ограниченными возможностями здоровья обратил внимание Сбербанк и даже подсчитал: число таких клиентов составило 500 тысяч человек, а это мощный аргумент, почему надо этим вопросом заниматься. На площадке ОП РФ мы также мы задали вопрос Сбербанку о доступности офисов обслуживания юрлиц, представителями которых являются люди с инвалидностью, раньше упор делался только на физлиц, это тоже сыграло важную роль и теперь эта категория берётся во внимание», — отметила она.

Эксперт ОП РФ также подняла вопрос о недоступности офисов, которые согласованы с общероссийскими организациями инвалидов как доступные. Например, в отделениях Сбербанка через такое согласование куплены опасные гусеничные лестницеходы, не обеспечивающие доступ в офисы. Во избежании неправильного обеспечения доступа, Анна Хрястунова попросила привлекать экспертов из числа всех организаций инвалидов, а не только общероссийских.

Источник: ОП РФ.

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK