Врачебные ошибки: быть или не быть?

На Федеральном портале правовых актов опубликован проект приказа Минздрава о внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования. Если они вступят в силу, медицинские учреждения фактически перестанут штрафовать за оказание некачественной медицинской помощи, а пациенты будут лишены возможности получить компенсации в случае причинения вреда здоровью вследствие врачебных ошибок.

Напомним, министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко заявил, что ошибки и непрофессионализм врачей в России ежегодно приводят к осложнениям у 70 тысяч пациентов. По его словам, безопасность медицинской помощи в России «стала ключевым звеном, в том числе, снижения смертности».

Мы теряем – я не буду целенаправленно называть цифру, у нас есть оценочные данные по летальным исходам и неблагоприятным, есть официальная статистика по фонду – но это, фактически, на сегодняшний день, если мы посмотрим с тяжелыми осложнениями, это более 70 тысяч человек в год, – рассказал глава Минздрава на заседании совета ректоров медицинских вузов.

Даже от обычного анестетика лидокаина каждый год погибает не менее 25 человек. Более того, из-за неправильного использование медицинских каталок ежегодно гибнут или получают тяжелые увечья 1-2 человека.

Также около 50% случаев младенческой смертности в стране происходит по вине акушерской службы. При этом 30% младенческой смерти связано с чисто акушерскими причинами, еще 20% – не диагностированные во время беременности пороки развития плода.

Давайте прекратим эти разговоры насчет маловесных детей. У нас проблема не маловесные дети, не в них дело – гибнут доношенные дети. Более того, около 30% младенческой смертности обусловлено чисто акушерскими причинами. А если мы сюда присовокупим еще 20% не диагностированных в антенатальном периоде пороков развития, которые, к сожалению, часто потом приводят к летальному исходу, то половина младенческой смертности у нас в стране обусловлена акушерской службой, – сказал главный неонатолог Минздрава РФ Дмитрий Иванов.

Причина высоких показателей младенческой смертности также обусловлена такими факторами, как неэффективная организация акушерской службы, позднее принятии решения о кесаревом сечении, несоблюдение клинических рекомендаций, низкая квалификация персонала и отсутствие у него необходимых навыков, несоблюдение санитарно-эпидемического режима и вызванные этим внутрибольничные инфекции.

Как пишет издание «Новые Известия», при внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования) получит право отстранять экспертов качества медицинской помощи от работы, если они наложат крупный штраф на медицинское учреждение. Отстранение от работы и исключение из реестра – пожизненное. Избежать такого наказания эксперт сможет лишь в том случае, если налаженные им санкции в отношении клиники не превысят 10% тарифа на оплату медицинской помощи.

Некоторые эксперты считают, что отмена крупных штрафов для медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи – правильно решение. Так, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), доктор медицинских наук Гузель Улумбекова указывает на то, экспертам частных страховых компаниях выгодно выписывать большие штрафы медицинским учреждениям, так как они получают в такихсчаях дополнительные доходы. Нынешняя мера об ограничении порога штрафов, возможно, как-то их урезонит. Кроме того, по ее мнению, система штрафов за оказание некачественной медицинской помощи часто вынуждает медиков скрывать нарушения, чтобы избежать наказания.

На мой взгляд, штрафы – не эффективный механизм для повышения качества медицинской помощи. За недостатки надо не штрафовать, а создавать условия для их исправления. Надо вместо штрафов повышать квалификацию врачей, – отмечает Гузель Улумбекова.

Однако многие эксперты и представители пациентских организаций считают, что новая норма будет в первую очередь ущемлять права пациентов. Они акцентируют внимание на том, что главная задача экспертизы в медицинских учреждениях состоит, прежде всего, в том, чтобы устранить врачебные ошибки или хотя бы снизить их количество.

Учитывая то, что в российском законодательстве нет понятия «врачебная ошибка», доказать, что врач виноват в неправильных действиях, которые причинили вред здоровью пациенту, очень трудно. А при внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования сделать это будет практически невозможно.

Николай Дронов, председатель координационного совета МОД «Движение против рака»:

– Пациентское сообщество видит в экспертизе качества медицинской помощи, которая сейчас проводится в системе ОМС, практическую и профессиональную помощь больным, что особенно важно в досудебном урегулировании возможных конфликтных ситуаций. Поскольку экспертиза станет формальным действием, это вызовет очередную волну недовольства среди пациентов.

Алексей Старченко, президент НП «Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе»:

– Запрет на серьезные штрафы к медицинским организациям приведет к безнаказанности. Если экспертов будут штрафовать за серьезные штрафы по отношению к медицинским организациям, теряется смысл контроля за деятельностью врачей. И если по этим правилам я не должен превышать лимит в 10% тарифа на оплату медицинской помощи, это фактически означает закрывать глаза на недочеты. То есть пациент будет один на один с медицинским учреждением, к которому у него претензии. Новые правила, касающиеся экспертизы, означают, что пациенты, по сути, будут лишены защиты.

Источник: Dislife.ru

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK