Автобусы и метро мало приспособлены для людей с инвалидностью. Как же тогда передвигаться по городу?

Выясните, можете ли вы рассчитывать на помощь сопровождающего

Право на помощь социальных работников и ассистентов имеют не только люди с инвалидностью, но и те, кому она нужна в силу возраста или состояния здоровья. И функции таких помощников не ограничиваются покупкой продуктов и лекарств. Они могут сопровождать подопечного в поездках в поликлинику или магазин на общественном транспорте и такси. Главное — получить такую помощь могут не все, кто в ней нуждается. Например, она недоступна для людей, живущих в психоневрологических интернатах (ПНИ). И поэтому сопровождающими становятся сотрудники и волонтеры фондов и некоммерческих организаций.

«Если говорить про интернаты, то поездки — это важная составляющая интеграции в социум наших подопечных», — рассказывает Светлана Мамонтова, директор по внешним связям Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы». ПНИ, как правило, находятся вдали от городской инфраструктуры, и в пешей доступности от них нет ничего. Долгое время, особенно в советском прошлом, такие люди жили просто за заборами, их никуда не выпускали и о никаких поездках речи быть не могло. «Перспективы» всячески настаивают на соблюдении конвенции о правах инвалидов и на том, что люди с любыми нарушениями должны пользоваться услугами и возможностями, которые есть у обычных людей. «У нас в интернате создано целое направление по организации выездов для ребят и интеграции их в социум. Это могут быть поездки в музеи, в зоопарки, просто на природу. И, конечно, наши подопечные в силу своих физических и интеллектуальных ограничений нуждаются в том, чтобы рядом с ними постоянно был сопровождающий, сотрудник или волонтер организации, — говорит Светлана Мамонтова. — Эти люди помогают в различных делах, например, правильным образом разобрать и сложить инвалидную коляску, переместить подопечного на сиденье машины. Но главное — помощник постоянно находится рядом. Это особенно важно для людей с интеллектуальными или психическими нарушениями. Иногда бывает, что подопечный может испугаться и нужно, чтобы рядом с ним был кто-то, кто его поддержит. Роль волонтеров и сотрудников во всех этих делах незаменима».‎

Воспользуйтесь социальным такси

В некоторых городах, например, в Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде, существует социальное такси — автомобили, которые могут перевозить людей с инвалидностью. Светлана Мамонтова подчеркивает — очень важно, чтобы городские службы развивались, сейчас доступ к таким услугам для многих ограничен. «„Перспективы“‎ поддерживают и выпускников психоневрологических интернатов — тех, которые получили квартиру от города и живут там самостоятельно с небольшой поддержкой. Также помощь от нас получают семьи, которые воспитывают особых людей — с интеллектуальными и физическими нарушениями. Все они не всегда могут пользоваться общественным транспортом. Автобусы в нашей стране мало приспособлены к передвижению на инвалидной коляске, а в метрополитене не все станции приспособлены к спуску и обслуживанию людей с инвалидностью, нашим городам еще далеко до доступности, — объясняет Мамонтова. — Для таких людей социальное такси крайне необходимо. И если мы не хотим изолировать людей с инвалидностью в квартирах и лишить их активной жизни и включения в общество, то нужно давать им возможность и доступность передвижения. Такси — это также и важный инструмент интеграции в социум. Наши ребята хотят ходить в кино, ездить на концерты, навещать друзей и близких, кому-то нужно элементарно доехать на обследование в больницу или поликлинику. Без специального транспорта это сделать практически невозможно».

Не все инвалидные электроколяски разбираются и могут поместиться в багажник легкового автомобиля, не каждый человек с инвалидностью способен пересаживаться в салон. В этом случае подойдет только специально оборудованный транспорт. А еще за социальное такси обычно нужно платить. Но некоторые фонды предоставляют такую услугу бесплатно. «Первоначально наш фонд‎ занимался только оплатой реабилитаций для детей церебральным параличом. Но пообщавшись с родителями, мы поняли, что семьям очень тяжело добираться куда-либо, даже на реабилитацию, поскольку многие дети передвигаются на инвалидной коляске, — рассказывает Анастасия Норина, пресс-секретарь фонда „Живи, малыш“‎. — Мы начали работать в этом направлении и спустя четыре года запустили первый автомобиль социального такси в Нижнем Тагиле, а через еще два года — в Екатеринбурге».

Работать водителем фонда может любой человек с водительским стажем от пяти лет, желанием помогать и эмпатией. У «Живи, малыш» есть газель, где может разместиться три человека с инвалидностью на колясках, и есть еще четыре места на сидениях (если подопечного можно пересадить в обычное кресло, это обязательно сделают). Также в распоряжении фонда LADA Largus, в которой помещается один человек на коляске и еще один на сидении. «Чаще всего за поездкой обращаются ребята с церебральным параличом, но в принципе мы возим всех желающих в возрасте до 35 лет, у кого есть справка об инвалидности, — говорит Анастасия Норина. — У нас нет четкого списка мест, куда нуждающиеся могут поехать. Если им нужно в магазин за продуктами, мы их отвезем. Нужно на лечение или в школу — тоже не проблема. Мы даже сами организовываем иногда какие-то групповые поездки за город или на прогулки. Единственное ограничение — география. Сто километров от города — наш предел. Подать заявку на поездку можно за неделю. Обычно мы принимаем их с понедельника по четверг, поскольку в четверг составляем расписание на неделю вперед»‎.

Если социальное такси не удастся вызвать, можно обратиться в службы грузоперевозок, которые оснащают часть машин пандусами. Правда, стоимость такой поездки может доходить до двух тысяч рублей в час. Бесплатно получить транспорт для передвижения по городу людям с инвалидностью может помочь сотрудничество фондов с некоторыми компаниями.

«У многих наших подопечных даже после реабилитации из-за инсульта сохраняются проблемы со здоровьем — кто-то из них передвигается на инвалидной коляске, кто-то ходит с тростью. Пользоваться общественным транспортом им проблематично, если они это и делают, то только с сопровождающим», — рассказывает Регина Утяшева, руководитель программ фонда борьбы с инсультом «ОРБИ»‎. В пандемию ситуация усложнилась, люди стараются беречь себя, сидеть дома и не ездить на общественном транспорте. С весны подопечным фонда сложно куда-то выбраться — многие не могут позволить себе обычное или социальное платное такси. «Сотрудничество „ОРБИ“ с Яндекс Go позволяет нашим подопечным передвигаться по городу бесплатно, в первую очередь, по основным нуждам — ездить на реабилитацию, которая не всегда находится на территории города, в больницы и поликлиники. Некоторым такси позволяет закрывать какие-то бытовые проблемы, например, помогает перебраться на дачу или безопаснее посещать родственников, которых из-за самоизоляции многие не видели с весны»‎, — объясняет Регина. 

Совместные социальные проекты компаний и фондов помогают облегчить передвижение по городу людям с редкими болезнями, например, несовершенным остеогенезом. При этом заболевании у человека из-за генетических мутаций легко ломаются кости в результате небольшой травмы или даже без видимой причины. «Подопечные фонда „Хрупкие люди“‎ часто передвигаются на колясках с раннего возраста. Ребенка до 8-9 лет перемещает мама, дальше он справляется самостоятельно, но тоже чаще всего на коляске. С доступной средой для людей в колясках даже в Москве много сложностей. Достаточно всего лишь двух-трех сантиметров бордюра, чтобы человек не мог его преодолеть самостоятельно. Это просто опасно для наших подопечных: можно упасть и получить перелом, — уточняет Елена Грачева, заместитель директора в благотворительном фонде „Хрупкие люди“. — А когда ребенок тяжелее 10 кг, даже в коляске родителям его невероятно трудно перекатить через такое препятствие. Все передвижения на общественном транспорте осложнены тем, что без сопровождения добраться куда-либо просто нереально. Некоторые родители „хрупких“‎ детей не могли водить их в школы или на детские кружки в зимний период, даже если здание находилось в соседнем дворе. Мы третий месяц сотрудничаем с проектом „Помощь рядом“‎ от Яндекса. На такси дети добираются в школу, на кружки, вместе с родителями ездят в клиники, МФЦ или другие государственные учреждения. Сейчас помощь проекта получают 95 подопечных в Москве, МО, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Уфе, Казани, Екатеринбурге и Краснодаре»‎.

Заведите собаку-помощника

Cобак-ассистентов разделяют на три типа: собака-поводырь (guide dogs) для людей со слепотой или слабовидящих, собака-ассистент (hearing dogs) для людей с нарушениями слуха и собака-помощник (service dog) для людей с другими ограниченными физическими возможностями. Сейчас по закону обеспечить собакой-поводырем могут лишь человека с инвалидностью по зрению. В этом случае обученную собаку выдают бесплатно, надо только подать заявку в Фонд социального страхования. Государство при этом выплачивает ежегодную денежную компенсацию на расходы по уходу за животным. Отбирает и готовит поводырей в том числе автономная некоммерческая организация «Собаки-помощники инвалидов». Тренеры центра также учат и самих незрячих общению с животным.

В Санкт-Петербурге действует проект «Собака-помощник». Такие животные помогают пересаживаться в коляску и из коляски, подняться с пола в коляску, заезжать на бордюры, подниматься по пандусам или крутым подъемам, переносят в зубах вещи и сумки. На них также можно опереться, оттолкнуться или придержаться за них, чтобы не завалиться на бок при движении по поверхностям с боковым уклоном. Собаки могут оказывать помощь не только людям, передвигающимся в инвалидных колясках, но и тем, у кого нарушен опорно-двигательный аппарат, походка и координация. Возможно, скоро собак-помощников приравняют к собакам-поводырям, законопроект по этому вопросу сейчас находится в Госдуме.

«Подбор собаки-помощника — сложное дело. Нужно исходить из предпочтений владельца, темперамента, которым должна обладать собака, и функций, которые она будет выполнять. Прежде всего, порода должна быть человекоориентированная, настроенная на работу и обладающая спокойным или умеренным характером. К таким относятся, например, овчарки, лабрадоры, цвергшнауцеры и спаниели», — рассказывает Максим Сорокин, директор автономной некоммерческой организации «Кинологический центр содействия инвалидам и подготовки собак-ассистентов „Собака-помощник“». 

Какие функции будет выполнять животное — зависит от индивидуальных потребностей хозяина. Этим собаки-помощники отличаются от собак-поводырей, которые в первую очередь должны уметь водить по маршруту своего хозяина. Собака-помощник может буксировать механическую коляску, объезжать препятствия, помогать взбираться на пандусы, открывать двери, приносить вещи по названиям, включать свет. Все это она делает, постоянно находясь рядом с владельцем. Максим поясняет, что собака-помощник должна пройти общий курс дрессировки, быть послушной, хорошо воспитанной (не бросаться с грязными лапами на людей, не воровать еду со стола) и социализированной (приученной к транспорту, людям, другим собакам, громким звукам); после этого ее готовят выполнять специализированные действия, которые нужны конкретному человеку. На все это, по словам Максима, уходит около двух лет, но навыки, которым обучили собаку, нужно постоянно поддерживать, так что это требует ежедневной работы от владельца.

«Сейчас подготовка собак-помощников в России — это частные случаи, некоторые люди делают это самостоятельно, кому-то помогает дистанционно и очно наша организация. К сожалению, в стране практически нет кинологов, которые были бы готовы работать с людьми на колясках, а дрессировочные площадки не приспособлены к наработке специальных навыков собак-помощников. Но у нашей организации в планах создание специального учебного центра, который будет помогать людям с инвалидностью обучать собак», — говорит Максим‎. 

Попробуйте полезные приложения, созданные для людей с инвалидностью

Помочь с передвижением по городу могут и мобильные телефоны.Например, существует видеочат Be My Eyes. В нем люди с проблемами со зрением могут найти тех, кто поможет им с повседневными задачами. Человек наводит камеру смартфона на то, что не может рассмотреть, а волонтер рассказывает ему, что видит. Например, читает вслух срок годности продукта, указывает, где стоит нужная вещь, инструктирует по поводу пересадок на общественном транспорте.

Подсказать дорогу человеку способен и Google Maps. В их картах есть опция — доступные маршруты для людей с инвалидными колясками. А понять, в какие магазины, бары, кинотеатры можно проехать, где есть оборудованные парковочные места и специальные туалеты, поможет приложение Wheelmate. Кроме него, с этим справится краудсорсинговая карта AXS Map, которая содержит информацию о пандусах и туалетах для людей с инвалидностью.

Источник: Медуза.

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK