Как оценить работу губернаторов? По безбарьерной среде!

mama-s-koliaskoy

К критериям оценки глав российских регионов предлагают добавить еще один — доступность социальных объектов для инвалидов. С такой инициативой выступит член президиума Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Яна Лантратова на спецзаседании СПЧ о защите прав автомобилистов. Как пояснила «Известиям» правозащитница, она также планирует обсудить идею с представителями комиссии при президенте по делам инвалидов, после чего новация может быть предложена главе государства.

Лантратова отметила, что для определения показателя доступности соцобъектов для людей с ограниченными возможностями необходимо сформулировать ряд критериев — например, наличие специальных парковочных мест, угол подъема пандусов (приемлемым считается угол не больше 15 градусов) и др.

— Для проработки критериев необходимо будет собрать рабочую группу — к примеру, это можно сделать на площадке комиссии по делам инвалидов, с подключением общественности к обсуждению, — рассказывает Лантратова.

По словам правозащитницы, возглавляемый ею Союз добровольцев России провел мониторинг доступности парковочных мест для людей с ограниченными возможностями. Исследовались только парковки возле социальных объектов, под которыми понимались администрации субъектов и городов, отделения Пенсионного фонда и «Почты России», учреждения здравоохранения, вузы и торговые центры.

— Реально доступны для инвалидов только около трети объектов. Формально задача в большинстве случаев выполняется: парковочные места есть, пандусы тоже. Но парковочные места для инвалидов зачастую заняты не их автомобилями, а угол подъема пандуса таков, что подняться невозможно, — рассказывает Лантратова.

Согласно докладу, подготовленному к заседанию СПЧ по защите прав автомобилистов, инвалид может припарковаться у соцобъекта только в 26,7% случаев. У 39% зданий не оказалось парковочных мест для инвалидов. В случае если они есть, только 5% мест заняты самими инвалидами. 45% от спецмест заняты обычными автовладельцами, а 50% свободны. При этом в 46% случаев отсутствует разметка для инвалидов, а в 47% случаев отсутствует дорожный знак. В рамках исследования были проверены 504 соцобъекта в 63 регионах РФ.

Отметим, сейчас эффективность органов исполнительной власти оценивается по 12 показателям: ожидаемая продолжительность жизни; численность населения; объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств); оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями; объем налоговых и неналоговых доходов; уровень безработицы в среднем за год; реальные располагаемые денежные доходы населения; удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда; смертность населения; оценка населением деятельности органов исполнительной власти; доля детей, оставшихся без попечения родителей; количество школ, где занятия проводятся более чем в одну смену. Рейтинг эффективности губернаторов был введен в конце 2012 года. Он составляется по результатам докладов регионов, которые должны быть представлены до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что губернаторы обратят более пристальное внимание на обеспечение инфраструктуры для инвалидов, если это будет критерием эффективности их работы.

— Степень цивилизованности общества зависит от отношения к гражданам с ограниченными возможностями, и появление нового критерия вполне оправданно. Стоит отметить, что среди инвалидов много хороших специалистов, и если они будут вовлечены в общество, будут работать, они смогут окупить затраты на спецоборудование, — считает Макаркин.

Председатель Общества равных возможностей Сергей Соколов заметил, что во многих регионах страны безбарьерность среды оставляет желать лучшего.

— Даже Москва не всегда хорошо оборудована для инвалидов — например, в «Службу одного окна» в пятом подъезде мэрии на коляске попасть невозможно. В регионах ситуация вряд ли лучше. Только вот в Сочи к Паралимпиаде всё было оборудовано по высшему разряду, — рассказывает Соколов.

По его мнению, в критериях оценки доступности городской среды для инвалидов должны оцениваться транспорт и здания.

— В зданиях и сооружениях это наличие нормального пандуса и лифта. В общественном транспорте — низкий салон, чтобы можно было заехать, и место для коляски. Это будет удобно еще и мамам с колясками, и туристам с чемоданами, — заметил Соколов.

Анна Ивушкина

Источник: Известия

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK