Учительница из Вологды — об инклюзии и работе с трудными подростками

Анна Хрястунова родилась и живёт в Вологде. С 11 лет она передвигается в инвалидной коляске, поэтому у неё нет возможности работать в школе. Вместо этого она дистанционно преподаёт математику воспитанникам детских домов, которые учатся по программе «Шанс» благотворительного фонда «Арифметика добра». Работа для неё — это исполненная мечта и шаг в развитии инклюзии в современном мире.

Я инвалид с детства, но всегда мечтала быть учителем

Я была необычным ребёнком: много читала, играли с другими ребятами в школу. Многие в детстве мечтают стать учителем, но потом выбирают иной путь. Я же осталась верна своей мечте. При этом я инвалид с детства и в школе училась только до 11 лет — после того, как села в инвалидную коляску, перешла на домашнее обучение.

В 2000-х годах встал вопрос о поступлении в вуз. Конечно, я хотела стать профессионалом, но решиться на поступление, учитывая мои особенности, было непросто. Тем более, что для человека с ограниченными возможностями образование, как и многое другое, недоступно в полном объёме. Но моё решение было твёрдым, и, переборов все страхи, я поступила на физико-математический факультет по специальности «учитель математики».

Я изначально понимала, что смогу быть не только педагогом и работать с детьми, помогая им получать знания, но и стать репетитором, разрабатывать новые формы инклюзивного обучения.

Так и произошло — более четырёх лет подряд я вела математику через Департамент образования Вологодской области для детей с инвалидностью. Они не могли самостоятельно приходить на занятия, как и я в своё время, поэтому я проводила дистанционные онлайн-курсы, специально разработанные мной с учётом их особенностей.

После полученного опыта я поняла, что дистанционное образование может быть перспективно как вспомогательная и комбинированная форма. Тем более что эффект от получения знаний в привычной и комфортной ребёнку обстановке сильнее. Но останавливаться на этом не стоит.

Учитель и ученик — друзья и помощники друг другу

В этом заключается главный секрет. Они вместе развиваются, вместе делают шаги к поставленной цели, вместе учатся, в конце концов! В своей работе я делаю акцент на прямой диалог и взаимопомощь: мне важно, что дети видят мою инвалидность и понимают — это ни на что не влияет. Адекватное отношение и общение стоят на первом месте.

При этом мне важно реализовываться как учителю, потому что в обычной школе, в привычной обстановке, нет условий, чтобы это стало возможным. Мы инклюзивны и каждый день ищем новые пути — больше практики и новые технологий.

Чаще всего блок на приём информации у детей возникает потому, что нет правильного взаимодействия учитель-ученик: дети боятся задавать вопросы или выглядеть глупо, и им проще промолчать, отключиться.

Чтобы добиться правильного восприятия материала, я много внимания уделяю тому, как именно его преподносить. Я стараюсь делать это доступно, приводить как можно больше наглядных примеров из жизни, не сыпать бесконечными мудрёными терминами без разъяснений. К тому же я настраиваю учеников не бояться задавать вопросы, общаться не только по теме уроков, прислушиваться к себе и к другим. Всё это в комплексе даёт нужные результаты!

Всем учителям я бы хотела посоветовать одно: нужно воспринимать ребёнка как партнёра. Если развиваетесь вы — он идёт с вами, тянется к новым знаниям. Дети очень чуткие, а те, у кого тяжёлая судьба, особенно остро воспринимают мир. Им важно показать, что учитель прежде всего друг, мудрый и старший, но друг, и ему можно доверять. Конечно, когда работаешь так, возникает привязанность ко всем ученикам, и даже расстояние неважно для возникающих в нашей работе эмоций.

Моя работа не учитывается в педстаже

Для меня главная мотивация — успехи моих детей. Когда я вижу, что ребёнок от пассивного и незаинтересованного становится активным, стремится к знаниям, слушает открыв рот, не пропускает уроки — вот это и вдохновляет продолжать преподавать!

Дети, с которыми я занимаюсь, тоже очень мотивированны. Если их не направляет воспитатель в детдоме, то обычно они сами делают свой выбор и хотят расширять знания в области математики. Они идут навстречу будущему, чтобы участвовать в олимпиадах и иметь возможность поступить в хороший вуз. Поэтому работать с ними приятно и интересно.

Вовлечённости в педагогическое сообщество я, к сожалению, не чувствую, так как меня не приглашают на профессиональные собрания и мероприятия, даже связанные с Днём учителя. Я не могу преподавать в школе, моя работа не учитывается в педстаже, а практика рассматривается как «оказание услуг». Конечно, это очень несправедливо, потому что у меня не было возможности преподавать и копить стаж в традиционной форме. Мне кажется, просто необходимо учитывать и таких учителей, которые, как и я, имеют инвалидность!
Источник: «Мел»

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK