Почему вузы остаются недоступны инвалидам

237

В преддверии пика вступительных экзаменов в высшие учебные заведения Центр «Народная экспертиза» ОНФ провел мониторинг доступности вузов для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Выяснилось, что самой большой проблемой для таких людей по-прежнему остается физическая недоступность образовательных объектов, т.е., отсутствие пандусов, узкие двери и прочее. И все это при наличии и необходимой информации о квотах на обучение, и специальных программах поступления, и т.д.

В ходе мониторинга, проводившегося Центром с 12 мая по 18 июня 2015 г. было обследовано 57 высших учебных заведений в 8 федеральных округах (кроме Крымского ФО). Цель, которую ставили перед собой исследователи, –

определить готовность высших учебных заведений принять на обучение (очно, очно-заочно, дистанционно) студентов с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, важно было проследить, изменилось ли что-то в положительную сторону с октября-ноября 2014 г., когда Центр «Народная экспертиза» проводил аналогичный аналогичное исследование.

Как и в прошлом году необходимая для анализа фактура собиралась по трем направлениям. Во-первых, были проверены официальные сайты вузов на предмет наличия информации для абитуриентов и студентов с инвалидностью. Во-вторых, было проведено телефонное обследование, в ходе которого делался звонок в приемную комиссию того или иного вуза, чтобы задать вопросы о возможности и условиях поступления и обучения человека с ОВЗ. Наконец, чтобы проверить наличие безбарьерной среды в вузах, использовался и самый испытанный способ – проверочные рейда. В них приняли участие помимо сотрудников Центра еще и активные граждане из числа людей с инвалидностью.

Если оценивать результаты последнего мониторинга в целом, можно смело говорить, что «лед тронулся» – с осени прошлого года изменения произошли, и значительные.

Например, при изучении официальных сайтов вузов стало очевидно, что среди них стало гораздо больше таких, на которых можно найти специальную информацию для людей с инвалидностью, желающих получить высшее образование в том, или ином институте. И хотя, к сожалению, пока не все из 57 исследованных вузовских сайта содержат соответствующую информацию в полном объеме, но, по крайней мере, информация о квотах на обучение есть повсеместно, а о специальных условиях поступления на 53 из них (в октябре-ноябре 2014 – на 42).

Вместе с тем, пока недостаточно проработаны в вузах некоторые другие, не менее важные вопросы, связанные с доступностью обучения людей с разными видами инвалидности. Например, только на 30 из 57 сайтах есть версия для слабовидящих людей, хотя в прошлом году (в рамках предыдущего мониторинга), таковая была вообще только на сайте Санкт-Петербургского государственного университета. То же касается и информации о специальных методиках обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – она есть на 23 из 57 сайтах (в 2014 – всего на 5). Информация о специальных условиях предоставления общежития для людей с инвалидностью и ОВЗ есть на 22 из 57 сайтах вузов (в 2014 – на сайтах 2 вузов), а о наличии организационных структур по работе с инвалидами в уставах вуза – на 24 (в 2014 – на 4 сайтах).

Таким образом, по сравнению с прошлым мониторингом есть несомненная положительная динамика. И все-таки, как минимум половине вузов еще предстоит большая работа по совершенствованию своих официальных сайтов с точки зрения их пользы для людей с ОВЗ, но имеющих право на равные со всеми условия жизни.

Телефонные звонки в приемные комиссии дали приблизительно такие же результаты. Наличие квот на обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, как и специальный порядок проведения для них вступительных испытаний подтвердили во всех 27 опрошенных приемных комиссиях вузов. Что касается специальных методик обучения для людей с инвалидностью (в прошлом году подтвердили только в 5 вузах) или наличия условий для проживания в общежитии инвалидов-колясочников (3 вуза) по сравнению с исследованием октября-ноября 2014 г. это смогли подтвердить в 13 из 27 опрошенных приемных комиссиях. Т.е. рост и тут заметен, но при этом более чем в половине вузов, судя по телефонным звонкам в приемные комиссии, эти вопросы еще не закрыли.

Самым слабым местом в создании доступной среды для людей с ОВЗ для получения высшего образования, как и следовало ожидать, оказалась физическая доступность для них объектов вузовского пространства. Доказательством для такого вывода служат рейды по 17 вузам, в которых вместе с сотрудниками Центра принимали участие инвалиды-колясочники. Рейды проводились, чтобы понять, насколько соответствует прилегающая территория вуза требованиям доступной среды для инвалидов колясочников и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, есть ли в наличии пандусы, подъемные платформы, широкие турникеты и т.д. В соответствии с требованиями доступной среды в вузах должны учитывать и возможности людей с поражением зрения или слуха. Для первых важно наличие тактильных указателей, звукового оповещения («говорящие» турникеты, звуковые сигналы в лифтах и проч.), специальных цветовых обозначений, а для слабослышащих должна быть предусмотрена система оповещения и сигнализации. Для всех категорий людей с ОВЗ должны быть в наличии не только специальное оборудование и программное обеспечение для полноценной учебы, но и просто доступность санитарно-гигиенических помещений.

Результаты рейдов показали, что среди обследованных вузов нет ни одного, который бы полностью соответствовал всем критериям доступности для всех категорий инвалидов. Хуже всего дела обстоят с тактильными указателями и специальными цветовыми обозначениями для лиц с поражением зрения – этого не оказалось ни в одном из обследованных вузов. Впрочем, в 8 из 17 вузов есть все-таки система оповещения и сигнализации для этих людей. Аналогичная система для слабослышащих предусмотрена в 4 из 17 вузов, и тоже только в 4 высших учебных заведениях из 17 есть специальное оборудование и специальное программное обеспечение для обучения людей с инвалидностью всех категорий. Прилегающая территория соответствует требованиям доступной среды только в 7 вузах, а пандусы, подъемные платформы и входные турникеты достаточные для того, чтобы можно было попасть в здание инвалиду-колясочнику оборудованы только в 9 вузах.

«Когда встает вопрос, почему, скажем, инвалид-колясочник элементарно не может попасть в здание того или иного вуза из-за отсутствия пандуса, чаще всего в оправдание звучат слова об архитектурных особенностях или невозможности нарушения исторического облика, – говорит директор Центра «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев. И еще – что не хватает средств. Будем честны: там, где руководство неравнодушно, где к людям с ограниченными возможностями здоровья относятся с пониманием их права получить высшее образование, все проблемы так или иначе решаются. Там, где этого нет – доступная среда существует только на бумаге. Я убежден, что проблема создания равных условий для обучения в учебном заведении всех желающих без относительно их физических возможностей, в большей степени – не вопрос денег, а социальной ответственности. – и, прежде всего, администрации конкретного учебного заведения. Чтобы дело создания доступной среды в вузах сдвинулось с мертвой точки, надо включить в существующую систему независимой оценки качества образовательных услуг, критерий доступности получения образования для людей с инвалидностью».

источник Народная Экспертиза

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK