Всероссийская общественная организация «Союз добровольцев России» при поддержке Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» провели исследование, посвященное доступности в регионах РФ объектов социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями.
По данным Минтруда России, по состоянию на начало декабря 2014 года, в нашей стране насчитывается 12,8 млн. людей с инвалидностью, из них более 2,5 млн. находятся в активном трудоспособном возрасте. При этом в настоящее время не трудоустроено около 1,75 млн. лиц с ограниченными возможностями. Одной из главных проблем столь низкой вовлеченности инвалидов в трудовую и социальную жизнь, по мнению экспертов, является недостаточная доступность транспортных, торговых, бытовых услуг и объектов инфраструктуры. Уровень приспособленности объектов городской инфраструктуры под нужды инвалидов и качество оказываемых им социальных услуг в большинстве российских городов оставляли желать лучшего.
Программа «Доступная среда», которая начала действовать в 2011 году, сдвинула ситуацию с мертвой точки. Общий объем бюджетных ассигнований, запланированных на 2011-2015 гг., составил почти 168,5 миллиардов рублей. Вместе с тем, до сих пор значительная часть насущных проблем для лиц с ограниченными возможностями остается неразрешенной. В связи с этим, активисты Союза добровольцев России провели масштабное исследование, посвященное анализу доступности объектов социальной инфраструктуры для граждан с ограниченными возможностями.
В качестве показателей доступности среды были выбраны самые необходимые для жизнедеятельности инвалидов компоненты:
1.пандусы, вмонтированные во входные двери учреждений (для инвалидов-колясочников);
2.тактильная плитка и желтые круги на входных дверях общественных объектов (для инвалидов по зрению);
3.звуковые сигналы светофоров (для инвалидов с нарушением слуха).
В первую очередь проводилась оценка доступности приоритетных объектов социальной и городской инфраструктуры, таких как административные здания, отделения Пенсионного фонда, аптеки, отделения Сбербанка, службы социального обеспечения, магазины, кинотеатры.
Отдельным исследованием осуществлялся мониторинг наличия парковочных мест для инвалидов на автомобильных стоянках. В результате, было исследовано более 3000 различных объектов (более 500 парковок и около 2500 объектов доступной среды).
В ходе исследования проверялось не только формальное наличие объекта «доступной среды», но и его функциональность. Поэтому оценка проводилась по десятибалльной системе по каждому из вышеуказанных параметров. Итоговый балл и место в Национальном Рейтинге «Доступная среда» присваивалось в соответствии со средним значением показателей.
Мониторинг осуществлялся при постоянной консультации представителей 116 общественных организаций, объединяющих граждан-инвалидов, в ходе которой согласовывалось, на какие элементы необходимо уделять особое внимание. И, прежде чем осуществлять указанное исследование, добровольцы прошли подготовку, получив необходимые знания из области юриспруденции, градостроительной архитектуры, строительных гостов, обязательных к исполнению.
В первую группу рейтинга вошли регионы, занявшие места с первого по восемнадцатое включительно.
№п/п | Наименование субъекта Российской Федерации | Средний балл региона |
1 | Город Федерального значения Москва | 8,4 |
2 | Краснодарский край | 7,2 |
3 | Республика Татарстан | 6,8 |
4 | Чеченская Республика | 6,2 |
5 | Белгородская область | 6 |
6 | Тюменская область | 5,8 |
7 | Свердловская область | 5,8 |
8 | Город федерального значения Санкт-Петербург | 5,8 |
9 | Кемеровская область | 5,6 |
10 | Новосибирская область | 5,6 |
11 | Омская область | 5,2 |
12 | Иркутская область | 5,2 |
13 | Ростовская область | 5,2 |
14 | Приморский край | 5,2 |
15 | Нижегородская область | 5 |
16 | Ненецкий АО | 5 |
17 | Московская область | 5 |
18 | Хабаровский край | 5 |
В данный сегмент рейтинга составили субъекты РФ, набравшие в исследовании от 5 баллов и выше. В них объекты «Доступной среды» носят комплексный характер. В этих регионах строительство городской инфраструктуры проводится в русле единой концепции, которая учитывает основные потребности граждан с ограниченными возможностями: наличие звуковых сигналов в светофоры на пешеходных переходах, наличие пандусов для инвалидов колясочников около жизненно важных объектов, парковочных мест, тактильной плитки на остановках. В указанных регионах граждане с инвалидностью белее или менее имеют возможность осуществлять собственную жизнедеятельность – передвигаться, пользоваться социальными услугами, ездить на работу, посещать культурные мероприятия.
Вторую группу рейтинга составили регионы, занявшие места с 19 по 66 включительно.
19 | Республика Крым | 4,8 |
20 | Город федерального значения Севастополь | 4,8 |
21 | Республика Саха (Якутия) | 4,8 |
22 | Республика Коми | 4,8 |
23 | Воронежская область | 4,8 |
24 | Ханты-Мансийский АО | 4,6 |
25 | Ямало-Ненецкий АО | 4,6 |
26 | Курганская область | 4,6 |
27 | Ярославская область | 4,4 |
28 | Рязанская область | 4,4 |
29 | Ставропольский край | 4,2 |
30 | Липецкая область | 4,2 |
31 | Сахалинская область | 4,2 |
32 | Камчатский край | 4,2 |
33 | Пермский край | 4,2 |
34 | Красноярский край | 4,2 |
35 | Республика Хакасия | 4 |
36 | Владимирская область | 4 |
37 | Астраханская область | 4 |
38 | Костромская область | 4 |
39 | Магаданская область | 4 |
40 | Томская область | 3,8 |
41 | Вологодская область | 3,8 |
42 | Мурманская область | 3,8 |
43 | Чувашская Республика | 3,8 |
44 | Брянская область | 3,8 |
45 | Тверская область | 3,8 |
46 | Тульская область | 3,8 |
47 | Челябинская область | 3,8 |
48 | Алтайский край | 3,6 |
49 | Волгоградская область | 3,6 |
50 | Курская область | 3,6 |
51 | Республика Алтай | 3,6 |
52 | Ивановская область | 3,6 |
53 | Тамбовская область | 3,6 |
54 | Ленинградская область | 3,6 |
55 | Республика Бурятия | 3,6 |
56 | Еврейская АО | 3,4 |
57 | Забайкальский край | 3,2 |
58 | Республика Карелия | 3,2 |
59 | Орловская область | 3 |
60 | Архангельская область | 3 |
61 | Оренбургская область | 3 |
62 | Республика Мордовия | 3 |
63 | Республика Башкортостан | 3 |
64 | Саратовская область | 3 |
65 | Смоленская область | 3 |
66 | Новгородская область | 3 |
Регионы, попавшие в этот кластер, набрали по итогам исследовании от 3 до 4,9 баллов. Здесь объекты доступной среды присутствуют, однако не создают целостной системы. Где-то есть звуковой светофор, но нет тактильной плитки, соответственно в этом случае инвалид по зрению не сможет самостоятельно осуществить маршрут движения. Пандусы есть около отделения сбербанка, но отсутствует около близлежащей аптеки, соответственно инвалид-колясочник, обналичив в банке свое пособие, не сможет без посторонней помощи купить лекарства.
Третья группа рейтинга предназначена для регионов, занявших места с 67 по 85.
67 | Псковская область | 2,8 |
68 | Карачаево-Черкесская Республика | 2,8 |
69 | Удмуртская Республика | 2,8 |
70 | Калининградская область | 2,6 |
71 | Самарская область | 2,6 |
72 | Пензенская область | 2,6 |
73 | Кировская область | 2,6 |
74 | Калужская область | 2,6 |
75 | Ульяновская область | 2,2 |
76 | Республика Дагестан | 2 |
77 | Республика Адыгея | 2 |
78 | Кабардино-Балкарская Республика | 2 |
79 | РеспубликаСеверная Осетия-Алания | 2 |
80 | Республика Марий Эл | 2 |
81 | Республика Ингушетия | 2 |
82 | Амурская область | 2 |
83 | Республика Калмыкия | 1,6 |
84 | Чукотский АО | 1 |
85 | Республика Тыва | 1 |
В данный сегмент вошли регионы, набравшие менее 3 баллов, в которых инфраструктура «Доступной среды» носит несистемный характер и представляют собой отдельный объекты, построенные в независимости друг от друга. Объекты эти имеют единичный характер и не соединены единой концепцией городской инфраструктуры.
Необходимо отметить, что Национальный Рейтинг «Доступная среда» подготовлен по первичным критериям оценки. Дальнейшая работа над Рейтингом будет вестись с учетом более широкого комплекса критериев оценки доступной среды (например, спецоборудование в лифтах) с привлечением специалистов Минтруда и профильных общественных организаций.
В процессе мониторинга также была выявлена еще одна проблема – многие строительные организации не всегда четко представляют, как правильно проектировать объекты социально доступной среды для инвалидов.
По итогам мониторинга «Доступная среда для инвалидов» считаем возможным сделать вывод о том, что для успешной реализации Постановления Правительства России № 297 в процессе строительства зданий городской инфраструктуры необходимо привлекать граждан с ограниченными возможностями, так как они лучше других смогут оценить степень доступности объекта.
Мнения экспертов по представленному рейтингу можно прочесть на сайте — http://russia-rating.ru/info/8288.html